- Автор: Redone
- Полезные статьи о госзакупках
Постановление Правительства РФ №1236 от 16.11.2015 - как применять
С 16 ноября 2016 года действует постановление Правительства России №1236. Оно устанавливает запрет на приобретение в рамках государственных закупок программного обеспечения иностранного производства. Однако далеко не все необходимое современному заказчику ПО имеет российские аналоги. В этом случае придется составлять грамотное обоснование необходимости приобретения иностранной продукции.
Суть постановления
Постановление Правительства № 1236 вводит полный запрет на приобретение программного обеспечения иностранного производства, если существуют аналоги, разработанные в России. Под запрет попадают следующие категории товаров:
- Операционные системы.
- Сетевое программное обеспечение.
- ПО, предназначенное для администрирования баз данных.
- Инструментальные средства для обеспечения языков программирования.
- Программные продукты, предназначенные для повышения эффективность ведения бизнеса.
- Прикладное и системное ПО.
Запрет распространяется не только на само ПО, но и на исключительные права на такое обеспечение, а также право эксплуатации. Форма передачи программных продуктов значения не имеет.
Пунктом 6 постановления 1236 на Министерство связи и массовых коммуникаций возлагается обязанность по формированию и ведению единого реестра ПО российского производства. В него вносят подробные сведения о программном продукте: коды ОКПД, данные о правообладателе, дату государственной регистрации, класс и так далее. Правила создания такого реестра приводятся в постановлении 1236. На сегодняшний день в него включено уже около 4700 различных программных продуктов.
Когда закупать можно
Постановление 1236 предусматривает несколько случаев, когда допускается закупка иностранного ПО:
- Если сведения о требуемом программном продукте или его полных аналогах отсутствует в едином реестре (подпункт а пункта 2 постановления).
- В реестре имеются сведения о ПО того же класса, что и требуемый продукт, однако его технические или эксплуатационные характеристики не соответствуют потребностям заказчика (подпункт б пункта 2 постановления).
- Закупка проводится консульствами, дипломатическими или торговыми представительствами, работающими на территории иностранных государств (пункт 3 постановления).
- Планируется закупка ПО, сведения о котором составляют государственную тайну (пункт 4 постановления).
Если организация всё же решит приобрести продукцию иностранного производства, то следует приложить к документации правильно составленное обоснование своего выбора. В противном случае действия будут признаны нарушением законодательства.
Как обосновать закупку
Если заказчику необходим программный продукт, сведения о котором отсутствуют в едином реестре, ему придется составить соответствующее обоснование. В документе должна содержаться следующая информация:
- Причина невозможности приобретения российского программного продукта.
- Класс, которому должно соответствовать требуемое ПО.
- Необходимые функциональные и технические характеристики программного обеспечения.
- Характеристики, по которым требуемое ПО не соответствует аналогам, внесенным в реестр.
Обоснование должно быть размещено заказчиком в ЕИС одновременно с закупочной документацией. Сложности возникают при приобретении товаров у единственного поставщика. В этом случае документация не публикуется в ЕИС и можно сделать вывод о том, что и обоснование размещать не нужно. Однако такой подход может быть неоднозначно оценен контролирующими органами. Точно ясно только то, что создавать и утверждать документ заказчик обязан в любом случае.
Действия поставщиков
В постановлении Правительства за номером 1236 не приводится перечень документов, которыми поставщик обязан подтвердить, что предлагаемое им ПО разработано в России. Из этого можно сделать вывод, что достаточно продекларировать в своей заявке страну производства продукта и приложить декларацию соответствия. Заказчик самостоятельно проверяет наличие предлагаемого ПО в едином реестре.
В связи с тем, что законодательно не предусмотрена обязанность разработчиков программных продуктов подавать сведения о своем товаре в единый реестр, возникает немало проблем. Известны случаи, когда заказчики отклоняли предложения о поставке российских программ, обосновывая это отсутствием сведений о них в реестре. Формально заказчик прав и строго исполняет требования постановления 1236. На самом деле отсутствие данных в реестре не является подтверждением производства ПО на территории иностранного государства. В такой ситуации поставщик должен подавать жалобу в ФАС и оспаривать отклонение его заявки.
При закупке других товаров заказчики и поставщики нередко прибегают к своеобразной хитрости и во время исполнения контракта меняют ранее оговоренную продукцию на иную, обуславливая это улучшением характеристик. Такие действия не противоречат нормам статьи 95 44-ФЗ. Теоретически можно было бы и при приобретении ПО во время исполнения своих обязательств поставщику вместо отечественного продукта поставить иностранное ПО. Однако законодатель предусмотрел такую возможность. В пункте 5 постановления 1236 четко прописан запрет на замену ПО, предложенного победителем тендера в своей заявке, на какое-либо другое.
Таким образом, заказчикам важно внимательно следить за исполнением норм постановления Правительства за номером 1236. За не установление запрета, когда он необходим, на организацию и ответственное лицо налагает штраф, в установленном Административным Кодексом порядке.
Комментарии