- Автор: Redone
- Новости
Изменения в госзакупках по 44-ФЗ с 1 января 2017 года - обзор
Не так давно начавшийся 2017 год принес немало перемен и нововведений в сферу государственных закупок. В первую очередь с 1 января утратили силу многие из постановлений и оговорок, принятых в рамках антикризисных мер 2015-1016 года: о том что в некоторых случаях заказчик вправе отказаться от установления обеспечения исполнения контракта, о возможности изменения ряда условий контракта по соглашению сторон (часть 1.1 статьи 95 44-ФЗ, в настоящее время недействующая) и так далее. Все это, а также моменты перечисленные ниже, непременно стоит учитывать в работе чтобы избежать неприятных последствия и штрафных санкций.
Расширение сферы деятельности
С 1 января 2017 года 44-ФЗ касается не только заказчиков, которые работают по нему уже не один год. Теперь его действие распространяется и на унитарные предприятия. Последние имеют направо на осуществление закупок в рамках привычного им 223-ФЗ только при реализации безвозмездных средств, полученных за счет грантов. При этом как и раньше они могут выступать со стороны исполнителя в закупках, осуществляющихся по любому из этих законов.
Кроме того, 474-ФЗ от 28.12.2016 года предусмотрен ряд исключений - унитарные предприятия, признанные на правительственном уровне особо значимыми, могут работать так же как раньше (их перечень определен Распоряжением Правительства РФ №2931-р от 31 декабря 2016.
Еще одно изменение, касающееся перечня заказчиков - из сферы деятельности 44-ФЗ исключены закупки ЦИКа, а также ТИКов субъектов Российской Федерации.
Запрет на совершение закупок, отсутствующих в плане-графике
С 1 января 2017 года начала действовать часть 11 статьи 21 44-ФЗ, запрещающая совершать закупки, данных о которых не содержится в плане-графике. Раньше это нарушение каралось исключительно с позиции статьи 72 Бюджетного кодекса. Теперь же ответственность придется нести в полной мере.
Образование контрактного управляющего
В соответствии с требованиями части 23 статьи 23 44-ФЗ до 1 января 2017 года контрактным управляющем могло быть лицо, имеющее профильное ВУЗовское или дополнительное образование узкой направленности в области 94-ФЗ.
Теперь эту должность имеют право только те, кто прошел профессиональную переподготовку в области государственных закупок или, по прежнему, имеет профильное высшее образование.
Общественное обсуждение закупок
С 1 января 2017 года начала свое действие статья 20 44-ФЗ, касающаяся общественного обсуждения закупок. Теперь оно проходит на основании правил, установленных Постановлением Правительства РФ № 835 от 22 августа 2016 года.
В этом же Постановлении указано, что обязательному обсуждению подлежат закупки с начальной максимальной ценой более 1 миллиарда рублей (предусмотрен ряд исключений). Таким образом, за крупными заказами будут следить не только контролирующие органы, но и общественность.
Новое в области контроля
В области контроля с 1 января 2017 года вступило в силу положение, которое раньше было только обозначено. На основании части 5 статьи 99 44-ФЗ расширился перечень организаций, которые могут его осуществлять. Теперь к ним относятся еще три финансовых органа (далее - ФО):
- федеральное Казначейство;
- ФО регионального и местного уровня;
- ФО, осуществляющие управление государственными внебюджетными фондами.
В сфере их компетенции - практически все этапы государственных закупок - от планирования до исполнения контрактов. Регламент проверок и полномочия новых контролирующий органов определены Постановлением Правительства РФ №1367 от 12 декабря 2015 года.
Идентификационный код закупки
С этим понятием заказчики и участники столкнулись еще в 2016 году. Теперь же он должен присутствовать в обязательном порядке в извещениях, а также при внесении информации в реестры контрактов и недобросовестных поставщиков.
В плане кодов есть еще одно важное нововведение. С 1 января 2017 года заказчикам необходимо выполнять требование о том, чтобы наименование закупки совпадало с одним из пунктов соответствующего каталога.
Мониторинг закупок
О том, что существует система наблюдения в сфере закупок, которая называется мониторингом, раньше заказчики и исполнители только слышали. С 1 января 2017 года начала свое действие касающаяся его часть 1 статьи 97 44-ФЗ.
Некоторые заказчики воспринимают эту систему как еще один метод контроля. На самом деле это не так. Ее назначение - оценка того, насколько обоснованными являются объявляемые закупки. По крайней мере, так пояснило Министерство экономического развития в письме № ОГ-Д28-15114 от 30 ноября 2015 года.
Как видно, не так давно начавшийся год принес немало новшеств в 44-ФЗ. Как они будут реализовываться на практике и что повлекут за собой - покажет время.
Комментарии