С целью сделать лекарственные препараты максимально доступными для граждан в 2012 году Правительство России издало постановление о формировании перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), цены на которые должны быть фиксированными по всей территории страны. Впоследствии были скорректированы и правила закупки таких средств. В ноябре 2015 было издано постановление Правительства № 1289. Оно устанавливает ограничение на допуск препаратов, входящих в перечень ЖНВЛП, произведенных на территории иностранных государств. В связи с этим возникло несколько особенностей проведения подобных закупок, которые мы рассмотрим в данном материале.

Суть постановления

Постановление Правительства № 1289 от 30.11.2015г. устанавливает ограничения на закупку государственными учреждениями лекарственных препаратов, входящих в перечень ЖНВЛП, происходящих из иностранных государств. Это правило действует только в том случае, если получено не менее двух предложений потенциальных поставщиков, в которых страной происхождения препарата указана Россия или любая страна, входящая в ЕАЭС. При этом производители этих препаратов должны быть разными. 

Чтобы избежать спорных ситуаций по поводу правомерности установления ограничений при закупке медикаментов ФАС издало официальное письмо № ИА/10436/16 от 19.02.2016г. В нем разъясняется, что ограничение применяется только в том случае, если оба условия, приведенные в пункте 1 постановления №1289, соблюдены единовременно. 

Таким образом, если в заявке участника содержится предложение о поставке нескольких торговых марок препарата, имеющих одно и то же международное непатентованное название, и хотя бы одна из них иностранного производства, то заявка относится к разряду предложений товаров иностранного производства. 

 

Во время исполнения контракта, заключенного с победителем закупки, запрещено менять предложенные им товары российского производства на продукцию других марок и стран изготовления. Такое правило устанавливается пунктом 3 постановления Правительства 1289.

 

Когда поставка импортных лекарств разрешена

Ограничения, установленные постановлением № 1289, не применяются в случаях предусмотренных пунктом 5 документа, а именно:

  1. Страной происхождения товара является государство, входящее в ЕАЭС: Киргизия, Армения, Белоруссия или Казахстан.
  2. Закупка проводится заказчиками, перечисленными в статье 75 44-ФЗ, на территории иностранного государства с целью обеспечения своей деятельности.

В остальных случаях при закупке медикаментов из перечня заказчик должен устанавливать ограничения. При этом он обязан требовать от потенциальных поставщиков документы, подтверждающие страну происхождения товара. 

 

Действия поставщиков

При подаче заявки на закупку, в отношении которой установлено ограничение по постановлению правительства №1289, поставщик обязан подтвердить страну происхождения товара. Для этого ему необходимо приложить к своему предложению сертификат о происхождении товара по форме СТ-1

Получить такой сертификат можно в отделении Торгово-промышленной палаты. Представители ведомства в соответствии с требованиями законодательства проведут экспертизу заявленной продукции. Если будет подтверждено российское производство, то заявителю выдадут необходимый сертификат. 

Чаще закупка лекарственных препаратов проводится в форме электронного аукциона. Поэтому поставщикам нужно приложить документы, подтверждающие страну происхождения ко второй части заявки. Соответственно, решение о допуске или отклонении предложения поставщика заказчик будет принимать после рассмотрения всей заявки целиком.

 

Действия заказчиков

При объявлении закупок препаратов, входящих в перечень ЖНВЛП, заказчик обязан указать информацию об ограничениях в извещении и закупочной документации. Также потребуется прописать необходимость предоставления участниками документов, подтверждающих страну происхождения товара. 

При проведении закупки, попадающей под ограничения ПП 1289, заказчик по результатам рассмотрения заявок отклоняет все предложения, содержащие товары иностранного производства. При этом важно следить за тем, чтобы соблюдались оба условия, прописанные в пункте 1 постановления.

 

Рассмотрим пример

Проводится закупка двух медикаментов из перечня ЖНВЛП. На аукцион подано четыре заявки.

В первой: препарат №1 (производство Россия) и препарат №2 (производство Россия).

Во второй: препарат №1 (производство Румыния) и препарат №2 (производство Россия).

В третьей: препарат №1 (производство Германия) и препарат №2 (производство Германия).

В четвертой: препарат №1 (производство Франция) и препарат №2 (производство Франция).

 

После анализа заявок должен сделать вывод о невозможности применения ограничения по постановления №1289, так как только одна заявка содержит товары российского производства. Если бы вторая заявка выглядела следующим образом: препарат №1 (производство Россия) и препарат №2 (производство Россия) и их производители отличались от указанных в предложении первого участника, то ограничения применялись бы. Тогда заявки под номерами 3 и 4 заказчик обязан был бы отклонить. 

 

Таким образом, и поставщикам и заказчикам важно следить за тем, входит ли препарат, являющийся объектом закупки, в перечень ЖНВЛП. От этого будет зависеть необходимость применения ограничений и предоставления документов, подтверждающих страну происхождения товара. Стоит отметить, что исполнение законодательства в этой области тщательно отслеживается контролирующими органами.

5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (1 Голос)

Добавить комментарий


Вверх