Государственные и коммерческие закупки (тендеры) прочно вошли в российскую экономическую жизнь. Но если конкурсные процедуры для организаций и учреждений, полностью финансируемых из бюджета, являются обязательными и жестко регламентируются федеральной контрактной системой, то для юридических лиц, созданных для получения прибыли, имеется возможность самостоятельно регулировать свои закупочные процессы.

Цели государственных закупок

Все закупки за средства бюджета (казны) проводятся согласно Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд». При этом госорганы/учреждения выступают заказчиками и (или) организаторами закупочных процедур, участвовать же в них могут любые юридические лица, предприниматели и физические лица, готовые и способные исполнить обязательства по госконтракту.

 

Статья 13 ФЗ-44 разъясняет, для чего проводятся закупки:

  • Для достижения целей и выполнения госпрограмм (то есть программ федерального масштаба), программ отдельных регионов (субъектов) РФ, муниципалитетов;
  • Для выполнения обязательств государства на международном уровне (к примеру, реализации международных программ);
  • Выполнения функционирования государственных и муниципальных органов, учреждений, организаций (то есть для тех задач, для которых они и созданы).

 

Бюджетный кодекс РФ также устанавливает принципы деятельности получателей бюджетных, то есть государственных и муниципальных средств (заказчиков): целевое использование, эффективность, экономность, достоверность. 

Учитывая, что ФЗ-44 строго регламентирует проведение процедур закупок, правила отбора участников, устанавливает к последним единые требования, запрещает заказчикам ограничивать конкуренцию путем сужения круга участников, конечная цель любой закупки — целевое и экономное расходование средств на необходимые нужды заказчиков.

 

Закупки отдельными видами юрлиц

Госкорпорации, компании, унитарные и автономные предприятия, предприятия-монополисты, юридические лица, в которых доля государственного участия превышает ½ уставного капитала, проводят свои закупки по ФЗ от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». В отличие от госзаказчиков, имеющих право действовать лишь по ФЗ-44, такие организации самостоятельно разрабатывают положения о закупках, содержащие порядок действий, начиная с механизма тендера, до заключения договора. ФЗ-223 указывает только процедуры аукционов и конкурсов, и организатор вправе проводить и другие виды закупок.

Цели процедур, проводимых по ФЗ-223, практически те же, что и у госзаказчиков, то есть обеспечение товарами, работами, услугами необходимого качества по разумным ценам.

 

Коммерческие закупки

Организаторами коммерческих тендерных процедур выступают любые сами эти структуры. Целями таких закупок являются экономичное использование средств организации.

Регулирование закупок коммерческих организаций осуществляется Гражданским кодексом, а также корпоративными положениями (правилами). 

Многие крупные компании-заказчики имеют свои собственные коммерческие торговые площадки (РАО ЕЭС, B2B-NPK, B2B-Агро и другие), также функционируют межотраслевые порталы о торгах.

Важно, что для коммерческих заказчиков не существует административной ответственности за несоблюдение законодательства о закупках, для них важнее эффективность закупки.

Любая процедура закупки, проводимая как государственными, так и коммерческими заказчиками, в любом случае способствует развитию здоровой конкуренции и экономики страны в целом.

5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (2 Голосов)

Добавить комментарий


Вверх