В течение 2016 года в 44-ФЗ и сопутствующие ему документы, постановления, распоряжения и так далее, было внесено достаточно изменений, которые коснулись и заказчиков, и потенциальных участников. Кроме того, вступили в силу многие статьи, которые раньше были обязательны лишь для ознакомления. О них непременно нужно знать и учитывать в работе, чтобы избежать проблем и штрафных санкций.

Новый перечень аукционов

Одним из самых первых претерпел преобразование не сам 44-ФЗ, а дополнение к нему - Распоряжение Правительства РФ от 31 октября 2013 года №2019-р, в котором утверждался аукционный перечень, прекратило свое действие. На смену ему пришло Распоряжение Правительства РФ от 21 марта 2016 года №471-р. Самое главное отличие между ними - новый документ ориентирован на классификацию ОКПД2, а старый был на ОКПД.

Кроме того, к предыдущему перечню товаров/работ и услуг, закупки которых должны осуществляться путем проведения электронного аукциона, добавились новые пункты. Теперь этот способ единственный для сельскохозяйственной продукции, рыбы, природного газа и нефти, пищевых продуктов (за исключением закупок для медицинских, образовательных, социальных учреждений) текстильных и кожаных изделий, бумажной продукции и электрического оборудования.

Появился пункт, предусматривающий, что электронный аукцион не проводится в тех случаях, когда возможно осуществить закупку путем двухэтапного конкурса или конкурса с ограниченным участием.

И, наконец, еще дин момент. При осуществлении крупных закупок (с начальной максимальной ценой более 50 миллионов для муниципальных заказчиков и 150 - для государственных) на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту искусственных дорожных сооружений, технически сложных и опасных объектов электронный аукцион может не проводиться.

 

Единая информационная система в действии и по правилам

С 1 января 2016 года полноценно и официально начала действовать единая информационная система (ЕИС) - www.zakupki.gov.ru.
Правила ее функционирования установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 года №1414. Сразу же стоит отметить, что внедрение - это только первый шаг развития ЕИС, в дальнейшем планируется ее совершенствование и расширение. Однако уже сейчас на сайте можно найти практически любую информацию, касающуюся каждой из госзакупок - от плана до отчета об исполнении контракта.


Планирование закупок

С 1 января 2016 года начали полноценно действовать пункты и статьи 44-ФЗ, касающиеся планирования закупок. Теперь каждый заказчик должен сформировать и опубликовать два документа: план-график и план закупок. Первый составляется на три года (часть 4 статьи 17 указанного выше закона), второй - на год.
Планы закупок, начиная с 2016 года, формируются в рамках требований статьей 13 и 19 44-ФЗ, то есть в них по всем правилам должны быть определены цели для каждой запланированной закупки.
Нормирование и обоснование закупок.

С 1 января 2016 начали действовать не только все статьи, касающиеся планирования закупок, но и моменты связанные с нормированием и обоснованием. Основная цель этих нововведений - осуществление эффективного расходование бюджетных средств и предупреждение необоснованных закупок предметов роскоши, о которых раньше так часто говорили в СМИ.

Итак нормирование - это антикоррупционная мера, направленная на борьбу с закупками товаров, работ и услуг с избыточными свойствами (так называемых предметов роскоши). Для чиновников разного уровня теперь действуют так называемые границы характеристик и цены. Нормированию теперь в обязательном порядке подлежат закупаемые для нужд федеральных, государственных и муниципальных чиновников автомобили, канцелярские товары, предметы интерьера, связь и так далее.
Правила нормирования в РФ определены на правительственном уровне. Кроме того, каждый федеральный и муниципальный субъект на их основе разработал свои нормативы, все они были размещены в 2016 году в ЕИС.

Обоснование - еще одна антикоррупционная мера, позволяющая контролирующим органам находить необоснованные закупки еще на этапе их планирования. Обоснованию подлежат не только цены, то и характеристики приобретаемых товаров/работ и услуг.

 

Идентификационный код закупки

Новое понятие в государственных закупках, о котором заказчики и участники узнали в 2016 году (хотя первые упоминания о нем появились значительно раньше) - это идентификационный код. Это не просто 36 цифр. Для специалистов в них легко "читаются" основные данные о закупке. Для потенциальных участников такой подход значительно облегчает процесс поиска.


Какие еще изменения были внесены в 44-ФЗ в 2016 году

Помимо этих изменений внесены и другие, затронувшие не каждого, но, тем не менее, все равно важные.

  1. 496-ФЗ от 30 декабря 2015 года. Расширение перечня случаев, в которых можно заключить контракт с единственным поставщиком. В часть 1 статьи 93 44-ФЗ внесен еще один пункт, №46. Он касается закупок для нужд оперативно-розыскных служб.
  2. 390-ФЗ от 29 декабря 2015 года. Незначительные нововведения в правила осуществления закупок. Главное из них касается участников конкурсов - в составе заявки стало можно предоставлять "черновик" платежного поручения без печати банка, подтверждающего внесение денег в качестве обеспечения заявки.
  3. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2015 года № 1480. Расширен список контрактов жизненного цикла - к нему добавились выполнение работ по проектированию, строительству и эксплуатации объектов капитального строительства в различных сферах, в том числе и закупка оборудования для медицинских целей.
  4. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2015 года №1470 - касается введения санкций и запрета на закупки товаров, работ и услуг из государств Европейского союза (за исключением тех, которые произведены на территории Российской Федерации).

 

5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (1 Голос)

Добавить комментарий


Вверх